Статьи
Составные игры для развития вашего крохи
В современных детских магазинах можно увидеть множество видов составных картинок. Это своеобразные головоломки для малышей, из которых нужно составить целое изображение. Сложность таких головоломок разная и зависит от возраста малышей, на которых они рассчитаны. Можно разделить такие игрушки на четыре типа – картинки - вкладыши, разрезные картинки, кубики с картинками и пазлы. Если кубики были на наших прилавках всегда, то пазлы появились относительно недавно. Этот вид головоломок пришелся по душе не только детям, но и родителям.
Как влияет каждый тип головоломок на развитие малыша и как правильно в них играть?
Картинки-вкладыши это картинки, некоторые части которых вырезаны. Задача малыша состоит в том, чтобы пристроить каждый кусочек на свое место. Такая игра исключительно благоприятно сказывается на образном мышлении ребенка.
Для самых маленьких делают картинки-вкладыши с вырезанными элементами одинаковой формы – кружочки, квадратики с картинками – солнышками, цветочками. Причем картинки симметричны.
Задание чуть сложнее – вырезанные кусочки все еще одинаковой формы, однако изображение на них имеет низ и верх, например, черепашка. Нужно поставить черепашку правильно, а не вверх ногами.
Есть и такие картинки, на которых нужно вставлять элементы в определенном порядке. В основном эти элементы – геометрические фигуры, из которых можно составить трамвай, грузовик с прицепом. Так ребенок познает формы и цвета, развивает моторику и логическое мышление.
Прежде чем приступить к игре, надо поговорить с малышом, объяснить ему, какая фигура что обозначает, почему надо ставить ее именно на это место, а не на другое. И обязательно порадоваться вместе с ребенком, когда у него все получится!
Теперь рассмотрим разрезные картинки. В основном, это картинки, разрезанные по прямым линиям на симметричные фигуры. Для самых маленьких разрезная картинка может состоять всего из двух частей, для детей постарше – из 4-6-8. С самыми простыми картинками можно познакомить малыша примерно в полтора года. Дальше сложность собираемых картинок увеличивается.
Посредством этой игры малыш начинает осознавать, что такое часть, и что такое целое, учится вставлять картинку на подходящее место, тренирует терпение. Эта игра чрезвычайно полезна и с точки зрения развития зрительно – двигательной координации, речи, моторики. Кроме того, ребенок учится осознавать пространство и место предметов в нем.
Смысл разрезных картинок в том, чтобы малыш, увидев целую картинку, понял, из каких она состоит частей, и смог самостоятельно скомбинировать эти части правильно. Поскольку в эту игру могут играть совсем малыши, то обязательно нужно на первых порах им помогать. Ведь маленькие дети начисто лишены терпения, и если у них что-то не получается, они бросают наскучившее и никак не дающееся занятие.
Сначала сами соберите картинки, заинтересуйте ими малыша, расскажите сказку про то, что изображено на картинке, покажите каждую деталь, попросите ребенка показать то, что вы называете. Таким образом малыш познакомится с изображением, и оно лучше отложится у него в голове. А так ему будет значительно проще думать о нем, мысленно разбирать и собирать.
Затем постепенно втягивайте малыша в игру. Пусть сначала он доложит единственный недостающий кусочек, потом два, потом три. Сначала, скорее всего, вы будете подсказывать ребенку, какую часть нужно куда положить. Но, натренировавшись и запомнив композицию, он и сам скоро сможет выбрать нужные элементы и вставить их на место.
В процессе игры читайте ребенку стишки, загадки, поговорки. Вникните с ним в каждый элемент картинки – подсчитайте яблоки, цыплят, облачка. Как можно больше обсуждайте картинку, развивайте с помощью нее речь ребенка и фантазию.
Такую игру можно изготовить в домашних условиях или же купить. И в том, и в другом случае обратите внимание на то, чтобы картинка, которую нужно собрать, была знакома малышу, не вызывала недоумения, не была перегружена мелкими деталями и, конечно, была веселой и красивой.
Одна из самых популярных игр для малышей – кубики с картинками. Эта любимая всеми игра рассчитана на детей от двух лет, и способна принести малышу очень много пользы. Ребенок развивает внимание, учится собирать картинку в соответствии с образцом, тренирует зрительную память.
Если вы будете собирать картинки из кубиков вместе с малышом, то сможете дать ему в процессе игры много нового. Например, познакомить его с овощами и фруктами, и даже с буквами. Малыш с интересом отнесется к новым понятиям и словам.
На дне коробочки с кубиками обычно есть картинка с рисунком. Покажите ребенку каждый элемент, найдите его среди кубиков, помогите вложить в коробку на нужное место. Таким образом, малыш научится понимать, как из частей получается целое, и что такое образец.
Когда малыш научится пользоваться образцом, можно приступать к более сложному заданию - собрать картинку по памяти, поясняя, какой кубик, куда и почему нужно поставить. Это поможет ребенку ориентироваться в пространстве.
Самый сложный этап этой игры – когда все кубики перевернуты не той стороной, которая нужна для целостности картинки. Но не стоит приступать к этому сразу – малыш может растеряться. Сначала переверните не той стороной один кубик и попросите найти нужные фрагмент картинки на нем, затем два, и так далее.
Пазлы становятся все популярнее и среди детей, и среди взрослых. Малышам эта игра помогает развить мелкую моторику, дает простор для фантазии, учит воспринимать целое и частицы. Ну, а взрослым просто интересно собрать картинку из тысячи мелких кусочков.
Пожалуй, пазлы – это самая сложная головоломка из всех составных картинок – ведь каждый фрагмент имеет кривые края. То есть перед малышом стоит задача сопоставить один кусочек другому не только по цветовой гамме, но и форме, проверить, подойдет ли фрагмент к другим по фрагменту изображения.
Раньше, чем в 4 года, не стоит предлагать ребенку пазлы. Собственно говоря, на них даже написано «для детей от 3-х лет». Дело, во-первых, в том, что малыш может проглотить мелкие детали. А во-вторых, ему просто не под силу будет сообразить, как же собрать такую сложную картинку, да еще и из кривых кусочков. Начать лучше с простых пазлов – с крупными деталями в небольшом количестве. Так же, как и с разрезными картинками, изображение должно быть знакомо малышу. Лучше, если это будет любимый герой мультфильма – Винни-Пух, Дюймовочка, кто-то еще.
Учите ребенка собирать пазлы постепенно. Пусть сначала он вложит всего один-два кусочка в собранную вами картинку. Как и при любой игре, обязательно обсуждайте с ребенком поисходящее. Где находится Винни-Пух, какие у него глазки, что он делает, какого он цвета и так далее. Так малышу не только будет интереснее играть, но, к тому же, он научится связно выражать свои мысли, описывать предметы и события, которые видит.
Так, постепенно, вы научите ребенка ориентироваться на образец, и очень скоро ваше чадо порадует вас самостоятельной работой, в одиночку собрав имеющиеся пазлы и попросив более сложные.